Руслан Осипенко: Украина и Китай имеют разный подход к бизнесу

18
views

Интервью с исполнительным директором Китайской торговой ассоциации об особенностях ведения бизнеса в Китае и Украине.

osipenko-mnenie1

Харьков является важным политическим и экономическим центром страны. Однако в силу ряда причин, связанных с политической ситуацией, городу и области приходится искать новые пути развития самостоятельно, меняя старые и уже наработанные схемы ведения бизнеса, подстраивая их под современные тенденции. Какие это тенденции и каковы перспективы сотрудничества с Китаем? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Asia.in.ua на фронтах VIII международного экономического форума «Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы!». взяла экспресс-интервью у исполнительного директора CCA Руслана Осипенко.

– Я представляю Китайскую торговую ассоциацию. Являюсь исполнительным директором. Немного поясню. Китайская торговая ассоциация – это объединение больших, глобальных компаний из КНР. Это HUAWEI, Lenovo, представители которых сегодня были на форуме, а также SANY, и тяжелое машиностроение – China Shipping Group, COFCO, COSCO и т.д. Т.е. эо огромные корпорации. Мы являемся мостом для бизнеса, и способствуем объединению бизнесменов Китая и Украины для реализации общих проектов.

– Сейчас мы наблюдаем замедление роста китайской экономики, из-за чего китайские компании стремятся все больше инвестировать за пределами своей страны. Они готовы вкладывать деньги в различные проекты, в том числе реализуемые и в Украине. Но товарооборот у нас с Китаем падает. В чем причина этого, если интерес к нашему государству со стороны Поднебесной есть?

– Тут есть целый ряд причин. Первая причина заключается в совершенно разных подходах к планированию в Украине и в Китае. В Китае уже прошел период, когда бизнес планировал на год. У них только долгосрочное планирование – минимум на пять лет. У нас же планирование ограничивается краткосрочным периодом – год это максимум. За это время в Украине, как правило, успевают измениться все структуры.

Даже планы, которые мы оглашаем при предыдущих властях, не всегда реализуются приходящими им на смену. Сегодня на форуме были представлены такие харьковские компании, как ФЭД и «Турбоатом». Благодаря своим масштабам, они ориентируются на долгосрочные проекты, что позволяет им выходить на производственный региональный уровень. С ними Китай готов сотрудничать. Это первый момент.

Второй момент – то, что фактически у нас и в Китае существуют разные подходы к обеспечению или реализации торгово-экономических отношений. В Китае это реализуется через государственные структуры. Здесь вы сначала заключаете, допустим, какие-то договора на уровне межправ комиссии. Сначала на государственном уровне берете какие-то обязательства, а потом уже бизнес их реализует.

В Украине же не всегда взятые обязательства перерастают в реализацию на уровне бизнеса. Именно такая ситуация сейчас сложилась в Украине. У нас не всегда получается реализовать проекты, потому что, фактически, сейчас мы можем предложить только свои возможности. У нас пока нет потенциала для привлечения инвестиций в Украину. Объясню почему. Под госгарантии, которые предпочитает Китай в больших проектах, мы не можем привлечь инвестиции. На уровне бизнеса Китай предпочитает видеть гарантии первоклассных банков с безупречной репутацией, которых в Украине нет. Под гарантии европейских банков, естественно, нам удается получить инвестиции, но это сегодня возможно только под определенные проекты. Например: восстановление Донбасса, помощь переселенцам.

Но Китай, как я говорил, приходит с производственными и бизнесовыми проектами, а не гуманитарными. Например, построить завод, совместное предприятие по производству чего-то – это уже не интересно европейцам. Мы сейчас рассматриваем проекты по строительству предприятий для изготовления пластика, мусоросжигательные заводы, машиностроительные заводы и пр. Т.е. это промышленость и производство.

Это как раз то, что сейчас необходимо в Украине. Вот и разница подходов. Мы часто просто не находим точки соприкосновения с Европой и с украинским бизнесом. Вроде и потенциал большой – в Китае по инвестициям, а у нас по технологическим проектам. Но портит ситуацию невыполнение своей «домашней работы», т.е. несоблюдение взятых Украиной обязательств, а также разница в подходах. Это не дает перевести потенциальным проектам в практическую плоскость.

– Сегодня на форуме много говорилось про открытие офиса  Харьковской области в Китае, в США и странах Европы. Как вы можете оценить уровень информационного представительства Украины и Харькова за рубежом?

– Мы как бизнес-объединение не отвечаем за информационную политику стран, но, конечно же, мнение у меня на этот счет есть. Посмотрите на офисы, которые сейчас открываются (например, тот же Харьковский офис в Китае). С одной стороны, это прекрасно, но с другой – это показатель того, что государство на своем уровне не открыло торговые представительства или они недостаточно эффективно работают. Если бы была целостная государственная политика, то существовала бы единая помощь и харьковским, и сумским, и киевским, и другим бизнесменам. А так, получается, выживают только сильнейшие. Смог открыть свой офис, смог наладить двухсторонние региональные отношения, смог их подкрепить информационной политикой – тогда ты выживешь.

Харьков выживает потому, что имеет высокотехнологичные предприятия и высокий потенциал. Отмечу, что у Харькова есть, на мой взгляд, огромный промышленный потенциал. Поэтому город может открывать свои представительства в других странах. К примеру, Сумская или любая другая область, которая является дотационной, не сможет этого сделать.

Я считаю, что информационная политика – очень глубокий вопрос, о котором можно очень долго говорить. Вы взяли только информационную часть, но граней у проблемы очень много. Смотрите, на самом деле государство Украина должно сосредоточиться, прежде всего, на развитии внутреннего рынка. Создание условий для ведения любого бизнеса на внутреннем рынке это приоритет для Украины. Если здесь будут созданы благоприятные условия для бизнеса, мы получим потенциальных экспортеров.

Второй этап, на чем должно сосредоточиться государство после создания условий – организация системы поддержки этих экспортеров. Вот в этой системе поддержки экспортеров одной из составляющих и будет информационная поддержка. Она должна идти системно. Но это уже государственная политика. И появление офисов как раз показывает, что государственная политика в этом плане отсутствует. Ее нет.

Таким образом, подобные региональные офисы это выход из положения, когда бизнес сам открывает свои представительства при собственной поддержке и финансировании для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Это тоже хорошо, что есть инициативный бизнес, который тянет отстающее государство.

В своих реформах государство пока отстает, а бизнес вырвался вперед. Поэтому я говорю, что это хорошо. Но такая ситуация вскрывает ряд проблем, в решении которых государство должно не просто догнать, но и перегнать частные структуры. Страна должна сделать нормальные торговые представительства, нормальную систему поддержки экспортеров, условия для экспорта, равный доступ, например, к капиталам среднего и большого бизнеса. Кредитование не по 25%, а по 5-6% или даже по 2-3%.

– В общем, тут целый комплекс проблем.

– Да, это комплекс. Это уже такая система проблем. Такова сегодня государственная политика в области экономики. Понимаете, если не будет системных изменений, то будут «выскакивать» проблемы в информационной сфере, в сфере международных отношений и т.д. Должен быть системный подход. Если его не будет, не будет и успеха.