Николай Черкасов: «Украинскому бизнесу интересен Восток, но нас останавливает недостаток информации о нем»

14
views
Николай Черкасов

Руководитель компании Life Technologies Ltd.

Николай Черкасов
Николай Черкасов

«Азия ВС» продолжает публикацию мнений спикеров, участников и гостей «Третьего международного бизнес-форума», прошедшего в Харькове 7 апреля.

В кулуарах форума «Азия ВС» пообщалась с руководителем компании Life Technologies Ltd. Николаем Черкасовым, который рассказал о наиболее глобальной проблеме для бизнеса в отношении торговой экспансии на Восток – остром дефиците информации о новых рынках. Также он поделился своим мнением по поводу развития ЗСТ с Турцией и развития торгово-экономических связей с Ираном.

«Наши партнеры находятся в России, Евросоюзе и США, но нам был бы интересен рынок Азии. Украинскому бизнесу интересен Восток, но нас останавливает недостаток информации о нем. Для нас это сейчас «неизведанная тьма».

В данный момент ситуация с украинским экспортом очень сложная, особенно для Харькова. Это связано с большими проблемами на российском рынке, а т.к. промышленность нашего региона (так исторически сложилось) больше ориентирована на постсоветское пространство, то потеря этих рынков России и СНГ очень ощутима.

При этом бизнесу никто не помогает переориентироваться на новые рынки. Если бы были какие-то государственные программы для средних и больших предприятий (мы относим себя к среднему бизнесу), то это изменило бы ситуацию. У нас в регионе есть и промышленное производство, и IT-направление, и другие сферы. При этом IT сейчас на подъеме, а производство в упадке.

Сферу, где мы работаем, я бы очертил как инжиниринг. Нам интересно было бы выйти на рынок Ирана, например (после снятия санкций. – Ред.), но мы не знаем, как с ними общаться, к кому обращаться. Поэтому для нас нет выхода на тот рынок. Если бы на государственном уровне были бы созданы какие-то группы, комитеты, которые помогали бы нам выходить на азиатские рынки, то все развивалось бы гораздо быстрее, а так получается, что мы сами по себе.

Как, например, работают IT-компании? У каждого основателя есть в Америке какой-то друг или партнер, который занимается тем, что находит там контакты и заказы. Никто, находясь здесь, сам по себе не вышел на зарубежный рынок – только если там уже есть контакты. В Азии таких партнеров и друзей у нас нет. Из-за того, что все сами по себе – нет никакой централизованной помощи – дело движется медленно.

Есть огромное количество компаний в Харькове, которые создают конкурентоспособную для европейского рынка продукцию, а значит и для азиатского. Но при этом в Европе у нас огромные сложности – даже после введения ЗСТ там практически непробиваемая «стена». Нам рассказывали, что наши товары и услуги там все ждут, что готовы у нас всё покупать – это оказалась ложной информацией. Те объемы экспорта, которые идут сейчас в Европу – это просто смешно. Особенно на фоне постоянного их сокращения. Потому нужно открывать новые рынки.

В Турцию, например, с которой готовится подписание ЗСТ, можно продавать только услуги IT, только высокие технологии и смежные отрасли. Инжиниринг, проектирование, например  – у нас в Харькове есть огромная научная база в этой области. Другие направления бесперспективны, потому что с турками конкурировать в строительстве или сельском хозяйстве – это бесполезно. Они нас могут учить, как продавать аграрную продукцию, а не мы их! Что мы им будем продавать? Но все равно, в отношении Зоне свободной торговли с Турцией я говорю, скорее «да», чем «нет». Я считаю, что нужно хвататься за любую возможность. Если это хоть пару процентов добавит к объемам экспорта, то это тоже будет какая-то, пусть небольшая, победа».

Руководитель компании Life Technologies Ltd. Николай Черкасов