Между Шелковым путем и Ассоциацией с ЕС: плюсы и минусы международного расклада для Украины и Харькова

43
views

Как не упустить все новые возможности стремительно меняющегося мира?

В мае 2017 года произошло два крайне важных для Украины события. Оба они могут повлиять на наше будущее, хотя на первый взгляд никак не связаны. Первое это участие украинской делегации в форуме «Один пояс – один путь», где Китай наконец озвучил свою глобальную концепцию Нового Шелкового пути. О ней все слышат давно, еще с тех пор как Си Цзиньпин выступил с программной речью в казахстанском Университете Назарбаева, но как именно это будет выглядеть на практике до сих пор не знал никто. Теперь знаем.

Второе – в этом же месяце верхняя палата парламента Нидерландов вымучила ратификацию Соглашения об Ассоциации с Украиной. «Вымучила», так как голландцам пришлось даже референдум ради этого организовывать, который, к слову, завершился не в пользу Украины. Несмотря на это, решение голландцев открыло путь к полноценному принятию Евросоюзом украинской Ассоциации. Ожидается, что это произойдет в июле-августе.

Пару слов о близорукости

Не стоит обольщаться по обоим пунктам. Шелковый путь и Ассоциация с ЕС — это лишь инструменты, и тут гораздо важнее как инструментом будут пользоваться: отверткой шурупы можно либо вкручивать, либо забивать по примеру молотка.

Во втором случае эффективность «отвертки» невелика, а учитывая историю «реформирования» украинской экономики в последние годы, можно предположить, что соглашение будут использовать скорее как способ легализованного попрошайничества, чем для реальной поддержки украинских экспортеров.

Обзор украинского экспорта по итогам 1-го квартала 2017 года. Фото: МЭРТ.

В подобном ключе, кстати, прошел визит украинской делегации во главе с вице-премьером Степаном Кубивом в Пекин. Китайцы говорили о кооперации в сфере науки, инноваций, образования, транзита товаров, а украинцы просили у них кредиты на мосты и станции метро.

Разница в подходах на лицо – Китай видит в Украине партнера для совместного запуска глобальных технологичных проектов, а Украина видит в КНР очередного финансового донора. Причем не такого щепетильного как европейцы, которые еще и политические требования ставят, о «каких-то там» правах человека вспоминают, свободе слова…

Нужны ли украинским городам мосты, метро и очистные сооружения? Безусловно нужны. Но имеет ли смысл брать на это кредиты у Китая, если эти же деньги можно направить на модернизацию производств для выпуска технологической продукции с высокой добавочной стоимостью, и уже из полученной прибыли строить все что хочешь?

Из всех новостей, связанных с визитом в Китай, положительно можно оценить разве что дноуглубительные работы в Одесском порту. И то, если не вспоминать о том, что рамочное соглашение об этом было подписано еще в 2013 году, и тогда же Китай выделял кредиты на эти нужды, судьба которых общественности не известна.

Первая среди равных

Если абстрагироваться от переговорной стратегии отечественной дипломатии (т.е. о выпрашивании кредитов), то можно увидеть насколько нынешняя ситуация в глобальной экономике выгодна Украине. Китай активно ищет партнеров в Европе, но с членами ЕС сотрудничать проблематично т.к. полноценной кооперации не допустит Еврокомиссия и другие наднациональные органы.

Делать ставку на Грузию или Азербайджан, которые не имеют общей границы с ЕС, Китаю нелогично, хотя они очень важны как перевалочные пункты на пути с Востока на Запад. Это подтверждает недавнее подписание ЗСТ между Грузией и КНР.

Фото: МЭРТ.

Молдова слишком маленькая и там есть только один не самый крупный торговый порт, милостиво подаренный молдаванам во времена Ющенко и Тимошенко в обмен на кусочек шоссе. Это как всегда чрезвычайно продуманное решение властей тогда обвалило товаропоток близлежащих одесских портов, но это уже дела давно минувших дней. Даже с учетом порта Джурджулешты Молдова вряд ли сможет стать ключевым партнером Китая в странах Восточного партнерства, хотя свою часть «пирога» несомненно получит.

Пекин пытается активно работать через Беларусь. Однако, несмотря на то, что Россию заполонили «белорусские» морепродукты, настоящего моря во владениях Александра Лукашенко как не было, так и нет. Следовательно – основные торговые связи Беларуси с Китаем возможны лишь через Россию, но Поднебесная ищет именно обходные пути вокруг РФ, чтобы не стать зависимой от Москвы как сейчас от российского газа зависит ЕС.

Для России у Китая есть свои предложения, больше в геополитической, чем в экономической плоскости, а вот Беларусь Поднебесной интересна не с точки зрения транзита товаров, а скорее как дружественная территория с дешевой, но высококвалифицированной рабочей силой, возможно как финансовый «буфер» для работы в рамках Таможенного и Евразийского союза, а в перспективе – с ЕС.

Есть еще один нюанс, который все почему-то игнорируют: аналогичные договоренности у Китая есть и с Казахстаном. Значит Поднебесная получила уже два голоса из трех в Евразийском союзе. Москва там конечно доминирует, но, похоже, уже не так жестко как ранее. усилив свое влияние в Беларуси и Казахстане КНР фактически получает «ассоциативное членство» в Евразийском союзе, а значит сможет влиять на принимаемые решения.

В отличие от Украины, в Китае хорошо понимают, что настоящая власть это совсем не золотые батоны и «шоколадные» пафосные виллы с мраморными колоннами. Реальная власть, это когда по всему миру принимают выгодные для тебя решения, а невыгодные не принимают. И инициатива «Один пояс – один путь» эту позицию несомненно укрепит.

Это осознали и ЕС со США. Ответом стало то, что агентство Moody’s ухудшило рейтинг КНР с А1 до Аа3 (впервые с 1989 года), что должно увеличить долговой кризис в Китае и несколько поумерить активность Пекина на геополитической арене, хотя европейские лидеры и Дональд Трамп демонстративно не видят угроз для своего положения. Пекинский саммит они проигнорировали, как и Петр Порошенко, однако сразу после него китайские руководители отправились именно в ЕС, где их приняли со сдержанным интересом.

В конце концов, Китай все это затеял именно для доступа к западным рынкам, значит при успешной реализации проекта его зависимость от Европы лишь вырастет – в ЕС это осознают. Но это работает в обе стороны – Европа также будет больше зависеть от Поднебесной.

США тем временем пытаются вернуться к экономической самоизоляции, и Трампа вообще мало беспокоят проблемы за пределами Штатов – пусть Пекин строит свои Шелковые пути, лишь бы не препятствовал возврату американского производства обратно в США.

Где выгоды Украины?

Украина в условиях нового многовектороного миропорядка могла бы получить «золотую акцию», став той точкой, где сойдутся Восток и Запад. А в Украине «золотая акция» у Одессы и Харькова, но об этом позднее.

Получается, что наша страна для Китая безальтернативна – это единственная крупная европейская страна, не член ЕС, но имеющая ЗСТ с ЕС, с развитой промышленностью, ЖД и портовой инфраструктурой. Причем с достаточно высоким уровнем научной мысли, большим количеством вузов, выпускающих «дешевых», но достаточно квалифицированных специалистов.

В «довесок» Украина имеет огромные аграрные перспективы, а густозаселенный Китай всегда живо интересуется сельским хозяйством и производством продовольствия. Перспективы для сотрудничества широчайшие, однако все попытки КНР запустить реальные проекты в последние годы обрывались Киевом. Даже те кредиты, что были выделены в 2013 году, так и не были освоены.

Достаточно сказать, что заседания украино-китайской комиссии вообще не проводились с 2013 года. Как следствие – колоссальный спад товарооборота. Что характерно, спад был по всем направлениям, даже в ЕС, что говорило о полном провале стратегии обрыва торговых контактов, кроме европейских. Европа же оказалась очень переборчивым партнером, который низкокачественные товары покупать не желает.

Поезд уехал?

Только в 2016 году в Кабмине, наконец, обратили внимание на экспорт, и вдруг оказалось, что реальная ситуация сильно отличается от победных реляций. На самом деле ситуация в экспорте отчаянная и требует экстренных мер. В итоге восточный экономический вектор решили возродить, а ключевыми его направлениями являются тот же Китай и Турция.

Если с Турцией переговорный процесс застопорился, поскольку турки ревностно оберегают свой аграрный рынок, то с КНР дело вполне может сдвинуться с мертвой точки. Причина в смене позиции украинской стороны – недавняя блокада Донбасса показала, что украинские товаропроизводители отчаянно нуждаются в новых торговых путях в Азию, потому инициатива Нового Шелкового пути попала прямо в цель.

Впрочем, несмотря на осознание всей важности полноценного диалога с Китаем, а также Японией, Кореей, Индией и другими крупными восточными экономиками, практические шаги по-прежнему не идут дальше выпрашивания кредитов на бесполезные с точки зрения инвестиций проекты.

Безусловно, властям важно улучшать инфраструктуру страны, так как это на виду у их электората, но и на долгосрочную перспективу думать надо, мосты ведь грызть не будем – нужны рынки сбыта, нужны реальные инвестиции и возрождение промышленности. Окно возможностей в рамках Нового Шелкового пути не будет открыто вечно, так что действовать надо прямо сейчас, одновременно отстаивая свои интересы в рамках ЗСТ с ЕС.

Отметим, что целый ряд как украинских, так и зарубежных экспертов считают, что «Украина уже всё», мол, Китай в нашей стране разочаровался и готов сотрудничать с кем угодно, только не с украинцами. Это якобы показала встреча вице-премьера Украины Степана Кубива с коллегой, вице-премьером Госсовета КНР Ма Каем, которая не привела к серьезным соглашениям.

С одной стороны, Китай и китайский бизнес откровенно устали от непредсказуемой Украины, но с другой – выгодное географическое положение и остальные факторы заставляют Китай все равно искать сотрудничества с нашей страной, пусть и не в тех масштабах, на которые Пекин рассчитывал еще в 2013 году.

Окно возможностей еще не закрыто, что доказывает хотя бы активность бизнеса. В первую очередь украинского. Пока центральная власть не знает, что делать с Китаем и по привычке «на автомате» просит деньги, регионы и муниципалитеты, при поддержке бизнеса и профильных ассоциаций, сами решили взять судьбу экспорта в свои руки, и наиболее активны в этом плане Одесская и Харьковская области.

«Золотая акция» Харькова и Одессы в Новом Шелковом пути

Бизнес и региональные власти осознают, что даже сотая доля из обещанных Си Цзиньпином 125 млрд долл, которые Китай готов выделить на поддержку экономик Нового Шелкового пути, это колоссальные по украинским меркам деньги. И за это стоит побороться с поддержкой Киева или без неё.

Для Одессы выгоды очевидны – из-за ситуации с Крымом порт «Южный» стал единственным крупным портом в Восточной Европе (вне ЕС), способным принимать действительно большие суда в обход России. Тот же молдавский порт Джурджулешты необходимые объемы транзита просто не вытянет. Это же понимают и в Китае, где вновь возобновили работы по углублению Одесского порта.

Три области показали наихудшие показатели экспорта в ЕС: Харьковская, Одесская и Луганская. Очевидно, что нажно срочно искать альтернативные рынки сбыта. Фото: МЭРТ.

Если руководство Украины и Одесской области правильно разыграет эту «золотую карту» – безальтернативность одесских портов – то эффект может быть колоссальным. Правда для этого надо вложить немалые средства не только в порт, но и в железнодорожную инфраструктуру, а там все довольно печально, особенно в сфере государственных закупок.

У Харькова «золотая акция» в другом контексте. Это крупнейший промышленный центр Украины где сосредоточено больше всего научных и исследовательских центров, предприятий и пр. Более того, именно о Харькове китайцы знают – тут учится больше всего иностранных студентов. Значит отсюда в КНР возвращается основная масса выпускников. Да, в общем потоке их не так уж много, но лучше такие «адвокаты харьковского бренда», чем никаких. При условии, конечно, что качество местного образования их удовлетворило, иначе эффект будет обратным.

При этом в Харькове есть практически незадействованный международный аэропорт, способный принимать ценные технологичные грузы. Смартфоны или чипы не перевозят танкерами, для этого не надо углублять морское дно или строить новую железнодорожную ветку. В этом и ценность товаров с высокой добавочной стоимостью – 1 тонна планшетов стоит во много раз дороже, чем 1 тонна пшеницы не самого высокого сорта (базовый экспортный продукт Украины).

Харьков сегодня является практически готовым кластером для производства высокотехнологической продукции, который, впрочем, требует серьезной оптимизации. Тут идет процесс дробления на узкопрофильные ассоциации и мелкие недееспособные кластеры вместо выстраивания полноценного межотраслевого объединения, для репрезентации Харькова и Харьковской области на международной арене.

В больном теле – больной дух

Очень удачной аналогией для изучения проблем Украины и отдельных регионов (того же Харькова) является человеческий организм. Здоровый организм, в котором все системы слаженно работают, сможет победить в любом соревновании. Однако хилый и больной не сдвинется с больничной койки. Если такой дохляк и будет жить, то разве что как в той поговорке: «гнилушка долго чахнет».

Так, современный здоровый «экономический организм» требует эффективную работу таких систем:

  • «Мозг», интеллектуальный центр – научная и образовательная отрасли.
  • «Мышцы», обеспечивающие основную массу тела – тяжелая промышленность.
  • «Нервы», связывающие все системы организма – IT.
  • «Кровь», которая питает весь организм – финансовая система.
  • «Скелет», основа, без которой все развалится – государственный сектор.

Даже самый сильный, но безмозглый организм вряд ли сможет полноценно работать, также не будет он работать без крови или с переломанными ногами. Увы, «скелет» у нас имеет множественные переломы. В мозгу раздвоение личности и куча психологических проблем: от комплекса неполноценности до клептомании. Мышцы за 25 лет простоя практически атрофировались, финансовая система обескровлена, нервы вообще живут своей жизнью, отделенные от остального общества.

Перечень того, что покупает у нас ЕС. Фото: МЭРТ.

Тем не менее, Харьков выглядит пободрее многих других городов Украины. Для этого есть ряд факторов. Первый – едва ли не впервые за новейшую историю между губернатором и мэром нет войны, но есть конкуренция. Если в одной сфере появляется инициатива у одних, то сразу же аналогичную, но более масштабную выдвигают другие. В выигрыше жители Харькова и области. С точки зрения внешних инвесторов эта ситуация очень выгодна. Потому Харьковской области и удалось в минувшем году стать «побратимом» китайской провинции.

Второй индикатор – бизнес-активность. Да, количество рабочих мест сокращается, и в целом все не очень хорошо в местной экономике, но сам факт того, что в 2016 году бизнес-форумы разного масштаба проводились раз в 2-3 недели (а это больше чем в любом другом украинском городе), говорит о многом. В этом году показатели несколько слабее, но пик активности, вероятно, придется на лето-осень.

Харьков – лучший друг Поднебесной?

С экономической дисфункцией разобрались, но при чем тут Китай? А при том, что в сотрудничестве на государственном уровне Пекин уже разочаровался, но региональный и муниципальный уровни пока сохраняют значительные перспективы развития.

Если, конечно, говорить на понятном китайской бюрократии языке, которым важен масштаб. А это означает, что тренд на дробление всевозможных кластеров по профилю деятельности должен быть сменен на масштабную кооперацию без оглядки на политическую принадлежность – отступать уже некуда, так что о политике стоит забыть хотя бы на несколько лет, засучив рукава для взаимовыгодной плодотворной работы.

Губернатор Харьковской области Юлия Светличная уже, похоже, давно осознала важность партнерства со странами за пределами Европы. Фото: ХОГА.

Что в Харькове может быть интересно Китаю? Из того, что лежит на поверхности – Харьков единственный в Европе город, который имеет полный цикл производства электромобилей.

Причем не только производства, но и сбыта – единственным в Украине официальным партнером Tesla является именно харьковская фирма, которая активно ставит в городе и по всей стране уличные зарядные устройства, организовала службу электро-такси.

Не менее важно, что тут есть такой промышленный гигант как ХТЗ, который недавно получил частного собственника. Но для всех очевидно, что выпуская трактора устаревшей конструкции выйти на высокие финансовые показатели вряд ли удастся. В лучшем случае так можно будет просуществовать еще лет 5-10 пока собственник не избавится от убыточного предприятия.

Но можно вложить средства в переоборудование производства, наладить сотрудничество с той же КНР, и выпустить дешевый харьковский электромобиль по китайской франшизе или совместную разработку.

Причем все это можно «подсластить» для электората чисто политическим контекстом: в России начался экономический кризис не из-за санкций Запада, а из-за обвала цен на нефть. Если в самом центре Европы государство или крупный город откажется от применения бензина и перейдет на использование электромобилей, то соседи захотят также, и рынок нефти обвалится пуще прежнего.

Если электромобиль реализовать слишком сложно или даже фантастично, то начать можно с электромопедов или мотороллеров, гироскутеров. Китайские и корейские разработки очень активно предлагают покупать украинцам. И они их покупают, втридорога, хотя отечественный электроскутер, несомненно, стоил бы на порядок дешевле.

Не нравится идея электромобиля? Берите сельское хозяйство или авиастроение, альтернативную энергетику или IT, даже в деле нефте- и газопереработки Харьковской области есть что предложить. Практически везде ситуация одинакова: всё это вроде бы есть и на неплохом уровне, но года идут, а мы все остаемся «вечноперспективными».

Немного футурологии

Почему все это так важно – электромобили, перезапуск промышленности и пр.? Вот пример – на днях в Китае заявили, что переведут свою экономику на электромобили уже в ближайшие годы. А китайские чиновники — это не наши популисты, слов на ветер не бросают. Если они решили, значит так и сделают, значит есть уже соответствующая госпрограмма и стратегия-пятилетка.

Этот почин уже поддержали в Индии. Что будет с рынком нефти, если две самые густонаселенные страны мира откажутся от бензина? Вопрос риторический.

Второй удар за неделю Китай нанес по рынку природного газа. На дне Южно-Китайского моря удалось добыть «горючий лед» – концентрат газовых гидратов. Причем добыли гидрат в спорных территориях – теперь ясно из-за чего там был весь сыр-бор, ведь если КНР поставит эту и подобные технологии на поток, то сможет обеспечить себя газом без поставщиков из привилегированного «клуба» ОПЕК и России, которые играют с ценами так, как им выгодно.

Цех по сборке электроники в городе Тэнчжоу восточной китайской провинции Шаньдун. Фото: STR/AFP/Getty Images

К слову, темой газа в Харькове занимается целый факультет ХПИ, и, кто знает, может выходцы из местных вузов, вернувшиеся в Китай, смогли приложить руку к «газовой революции»? Украина одна из немногих стран, не имеющих территории за полярным кругом, обладает собственной исследовательской полярной станцией. Почему это важно? Потому что Китай и другие глобальные игроки уже начали передел полюсов, богатых на полезные ископаемые – тот же газ или гидрат.

Но и это еще не все – на этой же неделе Китай начал строительство «микрореактора» для компактных атомных электростанций. На практике они не такие уж микроскопические, но первый удалось разместить на острове Хайнань в том же Южно-Китайском море, что сильно встревожило строителей традиционных АЭС. К которым, кстати, относятся и США, и Россия, и Украина. Если этот проект увенчается успехом, то грядет передел рынка атомной энергетики.

Характерно, что Украина принимала участие в строительстве ряда АЭС (Бушерской, например), в Харькове расположен такой гигант как «Электротяжмаш», ученые проводят опыты на собственном коллайдере, но при этом за 25 лет Украина так и не смогла построить завод по обогащению ядерного топлива, хотя руду добывают тоже у нас – только в западной части страны. Более того, даже полноценный ремонт исчерпавших свой век АЭС не был доведен до логического завершения.

К чему мы пришли…

Так к чему же? К тому, что мир уже полным ходом идет в направлении Четвертой промышленной революции и переделу всех возможных рынков, и на то, чтобы не оказаться за бортом нового миропорядка, надо срочно искать ресурсы и партнеров для «перевооружения» промышленности, науки, всей экономики от IТ до С/Х.

И если такой мощный мировой игрок как Китай протягивает руку к сотрудничеству, то за эту возможность надо хвататься, не забывая о европейском и американском направлениях. В условиях глобализации успешен лишь тот, кто везде успевает. Именно средоточие всех торговых и финансовых потоков может стать началом будущего процветания государства.

Фото: minval.az

Если МЭРТ не может выработать реалистичную стратегию для усиления украинского влияния в мире через расширение партнёрских связей с другими государствами, то очевидно, что делать это стоит на региональном уровне, а также на уровне бизнеса и научных кругов.

Благо, в Харькове, Одессе, Днепре и даже Киеве это осознает все больше специалистов и простых людей, что уже положительно влияет на всевозможные рейтинги и графики. Дело за малым – конвертировать статистические показатели и «хотелки» в практические результаты, в том числе и в рамках инициативы «Один пояс – один путь».

Андрей Попов