Медицина в Азии: Авиценна – биография и вехи судьбы «первого настоящего врача»

7
views
Авийенна фото, Ибн Сина фото

История жизни Абдаллаха ибн-Сины известного в Европе как Авиценна.

Авийенна фото, Ибн Сина фото

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на – великий ученый, поэт, философ, музыкант. Родился он в 980 году в Афшане, что в Персии (Иран), недалеко от Бухары. Отец служил в районной канцелярии, был не бедным чиновником. Говорили они в семье на смеси языков фарси и дари, принятом у простых людей, а не у ученых или знати. В дальнейшем на этом «народном языке» он писал научные работы и стихи.

С чего начинал «первый настоящий врач» и «основатель» медицины в Азии? Мальчик был очень любознательным, задавал много вопросов, рано начал интересоваться искусством полемики. В пять лет его отправили учиться в Бухару, туда же переехала и семья. Определили Хусейна в мактаб, в начальную школу для детей мусульман, где и учился он до десяти лет, когда его познания стали настолько велики, что он сам стал учить своих учителей…

Природа наделила ребенка феноменальной памятью, которая позволяла ему запоминать содержание целых книг, не прилагая при этом больших усилий. Так он выучил наизусть весь Коран, все суры, до единого слова, чем превзошел своего преподавателя. В воспоминаниях  Ибн-Сина писал о себе: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

После начальной школы мальчик стал заниматься дома, к нему приходили учителя. Хусейн изучал математику, физику, логику, философию, астрономию, географию и другие науки. Отец Ибн-Сины был человеком образованным и обеспеченным, это позволило дать хорошее образование сыну, приглашать лучших учителей столицы.

Отдельно стоит сказать о духовном развитии «Отца медицины». Отец юноши был исмаилитом, т.е. противником ортодоксального ислама, хотя сам Хусейн к этому течению относился – по всей видимости, как и его мать.

Авиценна интересовался проповедями исмаилитов и суфиев, и, скорее всего, поэтому стал критически относиться к Корану из-за чего в будущем не раз страдал. Однако обучение продолжалось, к 16 годам ученик уже на голову превосходил всех учителей. Часто он им толковал научные истины, а не они ему.

В юности он начал основательно изучать медицину и преуспел в этом, выбрав это направление делом всей своей жизни. Он много практиковал, посещал больницы, и медицина покорилась ему, как и многие другие науки. Лучшие врачи того времени учились у Авиценны, 16-летнего юноши!

О нем разошлась слава, как об искусном целителе. Его даже пригласили ко двору. В 17 лет он лечил эмира Бухары, так как придворные врачи были бессильны. Достигнув положительного результата в лечении, Авиценна получил разрешение на доступ к библиотеке эмира, где хранилось редчайшее собрание книг – мечта любого ученого.

Но, как писал сам Авиценна, к 18-ти годам с науками для него было покончено – он сосредоточился на собственной медицинской практике. В 21 год, после смерти отца, он переезжает в Гургандж (Ургенч), столицу Хорезма, процветающего в тот период султаната.

Начался период странствий, гонений и громкой славы. В те времена стремительно развивались науки и такие люди, как Авиценна продвигали мир к прогрессу. Это была эпоха среднеазиатского Возрождения, исламский ренессанс. Эти люди делали открытия в самых разных сферах науки, отстаивали свои взгляды, боролись за истину, не смотря ни на что.

 Врач, советник при дворах правителей, Авиценна часто становился жертвой придворных интриг. Так, после излечения правителя Хамадана, в вознаграждение, Ибн-Сина получил должность визиря (премьер-министра). Будучи на этой должности, он написал рекомендации эмиру по управлению государством, которые сильно не понравились окружению правителя, так как были слишком новаторскими и либеральными, а также призывали бороться с коррупцией.

Авиценну арестовали, разграбили его дом и потребовали казни ученого. Но эмир, которому Хусейн ранее спас жизнь, дал возможность своему целителю бежать, а когда через 40 дней заболел снова, пригласил Авиценну вернуться и вновь занять министерскую должность, что Ибн-Сина и сделал.

С согласия правителя, он начал писать 18-томный труд под названием «Книга исцеления». Потом снова были гонения, побег, заключение. Снова странствовал по караванным путям, по городам и селениям. Последние годы жизни этот вечный странник провел в Исфахане. Здесь многие прогрессивные люди того времени находили приют и убежище.

В этот период ученый написал самый известный в истории медицины труд – «Канон врачебной науки», которым еще долго руководствовались врачи Европы и Азии. Прискорбно, что через 100 лет после смерти ученого, в Багдаде, на главной площади религиозные фанатики сожгли философские книги Авиценны, и человечество могло утратить эти знания навсегда.

Но, по случайности, некоторые его труды сохранились, т.к. долгое время были спрятаны. Примечательно, что через несколько сотен лет, в христианской Европе, сразу после Библии, напечатали пять томов «Канона врачебной науки» Авиценны – это ли не признание гения этого ученого? С этого и началась современная практическая медицина.

Ибн-Сина превзошел всех известных ученых своего времени. Его называли «авторитетом истины» и «правителем мудрецов».