Илья Ведмеденко: «Истребитель пятого поколения» – это звучит громко, интригующе, вызывает интерес…»

63
views
Илья Ведмеденко

Писатель, военно-технический обозреватель журнала Naked Science.

Илья Ведмеденко
Илья Ведмеденко

«Истребитель пятого поколения» – это звучит громко, интригующе, вызывает интерес… До сих пор не утихают споры о том, что же это: чудо-оружие XXI века или некий военно-промышленный эскапизм. Одно можно сказать наверняка – пятое поколение превосходит предыдущее, четвертое. Новые истребители могут делать всё то же плюс оставаться «в тени» (стелс-технологии).

Особое внимания заслуживают китайские разработки, что неудивительно. За последние годы Поднебесная испытала целых два прототипа истребителя пятого поколения. В 2011-м взмыл в небо Chengdu J-20, а уже в следующем году в воздух поднялся Shenyang J-31. Такой «плодовитостью» могут похвастаться лишь США, у которых тоже два истребителя пятого поколения: F-22 Raptor и F-35 Lightning II. У американцев, правда, это уже серийные изделия, китайские же машины только делают свои первые неуверенные шаги.

Воздушной гегемонии США эти самолеты не угрожают: когда их доведут до ума, у американцев будет на подходе шестое поколение. Зато J-20 и J-31 могут потеснить на оружейном рынке российский ПАК ФА. Это, напомню, тоже истребитель пятого поколения и тоже пока что существующий лишь в виде прототипа.

Истребители пятого поколения.
Истребители пятого поколения. Фото: aircraft.wikia.com

Русскоязычные СМИ почти в один голос твердят, что J-20 и J-31 это копии F-22, F-35 или ПАК ФА. Конечно, в истории мировой авиации примеров копирования хватает. Взять, для иллюстрации, советский бомбардировщик Ту-4, начисто «слизанный» с американского Superfortress-а. Но вот новые детища Поднебесной никак не назовешь копиями. Да, они чем-то похожи на самолеты США, но ничего предосудительного в этом нет. Первенец пятого поколения – американский F-22 – еще вначале 90-х предопределил облик истребителя будущего, так что все новые «ястребы» будут походить на него. А еще есть требования малозаметности, налагающие серьезные ограничения на конструкторов боевых самолетов. Проще говоря, как J-20, так и J-31 это не копии заокеанских машин, но их прямые аналоги. В этом смысле «оборонка» Поднебесной сделала шаг вперед, ведь не так давно она лишь слепо копировала старые советские самолеты.

А вот если смотреть не в целом, а на детали, то вопросов достаточно. Считается, что J-20 летает на российских «движках» АЛ-31ФН. Это приемлемый вариант для истребителя поколения 4+, но вот для пятого совсем не тянет. У китайцев вообще с авиадвигателями большие трудности. Пока не удается создать ни то что аналог американского Pratt & Whitney F119 (такие стоят на F-22), но даже сделать некое подобие современных российских моторов. Потому-то китайцы недавно и купили 24 новых Су-35. Дело в том, что на них установлены продвинутые двигатели АЛ-41Ф1С, а это уже аргумент посерьезней. Если все пройдет так, как планирует КНР, то Поднебесная скоро создаст свой «АЛ-41Ф1С», а потом и что-то еще более совершенное.

Почему Россия так просто продала Китаю технологии, зная, что он скопирует их? Неизвестно. Скорее всего, это просто пример политической недальновидности. Россия вообще не хочет обращать внимания на растущую китайскую угрозу. Но рано или поздно это все же сделать придется.

Писатель, военно-технический обозреватель журнала Naked Science Илья Ведмеденко.