Эдуард Набока: На азиатских рынках наша промышленная продукция с высокой прибавочной стоимостью пока востребована, и выйти туда проще, чем на западные

6
views

Исполнительный директор Объединения промышленников и предпринимателей Харьковской области – регионального отделения УСПП, руководитель Регионального совета предпринимателей, замглавы Общественного совета при ХОГА, член Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины.Набока мнение3

Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) является одним из самых старых и опытных бизнес-объединений в стране, в которое входят сотни предприятий. Причем преимущественно крупные и средние. Можно сказать, что именно они формируют облик украинской промышленности по многим отраслям.

О том, что в харьковском отделении УСПП думают про торговую экспансию на Восток, мы поинтересовались у исполнительного директора организации – Эдуарда Набоки.

– На азиатских рынках наша промышленная продукция с высокой прибавочной стоимостью пока востребована, и выйти туда проще, чем на западные. Но нужно понимать, что все поддерживают своих. Это особенно сильно развито в Европе и в меньшей степени в развивающихся странах – там еще только выстраиваются торговые и промышленные связи.

Мы пытались, например, вывести на рынок Германии одну местную компанию, но у нас не вышло – экономический патриотизм и лоббирование национального производителя является нормой жизни развитых государств. Все оказывают поддержку своим предпринимателям. Только мы так не делаем – мы поддерживаем европейских, американских производителей – кого угодно, но только не своих. «Мы» – это государство.

У нас все авиакомпании летают на «Боингах», вместо того, чтобы закупать отечественные самолеты. Почему мы не закупаем наши самолеты, не делаем льготные кредиты, не привлекаем лизинговые компании? Более того, государство запустило в сферу авиаперевозок одного монополиста, который уже вытеснил все лоукосты из страны. Просто выгнал их, и теперь люди вынуждены платить за билеты вдвое больше. Сколько средств город и инвесторы вложили в Аэропорт «Харьков», а там сейчас только по 6 вылетов в день. Только подумайте, у нас даже из Харькова во Львов прямого рейса теперь нет. Куда это годится?

Мы можем запустить на наш рынок зарубежные компании с условием, что они купят наши самолеты. Цены на билеты начнут падать благодаря конкуренции, а производство будет расти. Все региональные самолеты могут быть нашими.

Что касается Азии, то у нас есть положительные примеры сотрудничества. Например – харьковское ПАО «ФЭД». ПАО выполняет заказы на производство гидросистем, энергосистем и агрегатов штурвального управления для Ан-178 по азербайджанскому заказу. «ФЭД» работает с Индией, Китаем (там запускается производство нового огромного самолета, и харьковское предприятие вошло в эту производственную цепочку). Зарекомендовав себя там, компания начала выход и на европейские рынки – в партнерстве с австрийской Diamond Aircraft Industrial они выпустили легкомоторный самолет DART-450. У него украинский двигатель. Такие примеры есть и в других отраслях.