Бессмертная поэзия. Биография Омара Хайяма

39
views
Омар Хайям фото

Официальный день рождения Омара Хайяма – 18 мая, однако о его стихах и самой личности поэта вспоминают с первыми теплыми весенними деньками, когда начинают распускаться первоцветы.

Омар Хайям фото

Рубаи Омара Хайяма всегда пользовались успехом и в наше время они столь же популярны. Каким был этот человек, чем жил и во что верил? Его биография

В 1048 году, в Нишапуре, на территории Персии (современный Иран), родился мальчик по имени Гийясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль Хайям Нишапури. Сын палаточника. С восьми лет мальчик начал серьезно интересоваться науками: математикой, астрономией, философией. Позже он поступил учиться в медресе, где изучал медицину, мусульманское право. Успешно закончив курс обучения, Омар получил специальность врача, хотя эта профессия его мало интересовала. Ему больше нравилась математика и астрономия.

В это время шла война, сельджуки завоевали Центральную Азию, гибли люди, а среди них и ученые, которых мальчик знал. Тяжелые времена выпали на его детство. В возрасте 16-и лет Омар остался один, родители умерли от эпидемии. Продав дом, парень отправился в Самарканд, по тем временам считавшийся центром науки и культуры Востока. Здесь он проявил свою ученость и Омара из учеников произвели сразу в наставники.

Затем была Бухара, а в 1074году Хайяма пригласили в Исфахан, столицу государства Санджаров, во дворец султана Мелик-шаха. При дворе Омара назначили духовным наставником султана, а через пару лет он уже руководил обсерваторией, одной из самых первых и больших в мире.

Молодой ученый занимался своим любимым делом, математикой и астрономией. Он составил «Маликшахские астрономические таблицы», вместе с друзьями учеными разработал солнечный календарь, написал несколько книг по математическим исследованиям. Но Мелик-шах умер, не стало у Омара покровителя, и его обвинили в вольнодумстве. Так пришлось покинуть столицу. Биография Омара Хайяма – это история взлетов до самых высот и стремительных падений, после чего часто следовало бегство из страны.

Сейчас трудно представить, но Омара Хайяма современники знали как выдающегося ученого. Наука была делом его жизни, а стихи он писал для души, чтобы высказать то, что думал и чувствовал, своё отношение к Богу, к людям, к жизни. Туда он вкладывал самое сокровенное, что не предназначалось для чужих глаз. Афоризмы в стихах он писал всю свою жизнь, в них были его мысли, его философия.

Интересно, что некоторые его стихи появились уже после смерти Омара Хайяма. Как такое возможно? Многие авторы того времени боялись обвинений в вольнодумстве и подписывались его именем.

Возможно, стихи Хайяма и не дошли бы до наших дней, если бы не удивительный случай.  Тетрадь, где были стихи Омара Хайяма, случайно попала в руки Эдварда Фицджеральда, английского поэта и писателя. Он и перевел многие стихи на английский язык. Многие русскоязычные переводы потом делались уже с английского варианта, а не с оригинала.

«Ад и рай – в небесах»,- утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворе мирозданья,

Ад и рай – это две половины души.

Рубаи – четверостишия. В них великая мудрость философа, краткость и в то же время свобода мысли, поэт высказывает свою жизненную позицию, своё отношение к любви, богатству, к вере:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала.

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям осуждал ханжество, ограниченность и лицемерие святош, чванство богачей, что кичатся деньгами, золотом, но ничего не представляют из себя с точки зрения человеческих качеств.

Тот усердствует слишком, кричит: «Это я!»

В кошельке золотишком бренчит: «Это я!»

Но едва лишь успеет наладить делишки-

Смерть в окно к хвастунишке кричит: «Это я!»

Омар Хайям – непревзойденный мастер четверостишия. Его рубаи поражают точностью и меткостью наблюдений, пониманием души человека, его психологии.

Будучи уже в преклонном возрасте (было ему за восемьдесят), Хайям почувствовал приближение смерти. Он позвал своих близких, учеников, составил завещание, после чего перестал принимать пищу и питьё. На ночь он помолился и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя! Прости Меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами  Хайям умер. Это был 1131 год.

Омар Хайям ценил в человеке, прежде всего, душу, чувства и переживания. Часто обращался к Богу, но делал это в ключе суфийской либеральной традиции, модной среди ученых и культурных деятелей того времени.

Ни мудростью Твое величье не объять,

Ни разумом Твое бессмертье не понять.

В познании Тебя никто не преуспел бы —

Сколь от Тебя далек, успеть бы распознать!..

 

Рубаи Омара Хайяма люди читают уже многие века, и они не теряют своей актуальности, потому что во все времена у людей одни те же пороки, те же достоинства и переживания, та же любовь, которую он воспевал. Всё это вечно и потому поэзия Омара Хайама вечна тоже.